понедельник, 23 января 2012 г.

СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ГОДЫ КРИЗИСА

1. РАБОЧИЙ ЛИСТ


РАБОЧИЙ ЛИСТ-2
2. КРИЗИС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
                                                                   «Шведская модель».
Похожую программу реформ реализовали и шведские социал-демократы. В 1932 году на выборах в риксдаг (парламент) они выдвинули идею превращения Швеции в «народный дом» — общество, где всем шведам будут гарантированы стабильность и достаток — и победили. Главой правительства стал их лидер Пер Альбин Ханссон. Усилиями этого правительства в Швеции к концу 30-х годов была создана самая разветвленная система социального обеспечения. Она включала в себя не только страхование по безработице и пенсионное обеспечение. С 1937 года в Швеции женщины получили право на отпуск по беременности и после родов. Каждая семья стала получать пособия на детей. В 1938 году был введен обязательный 12-дневный отпуск для наемных работников.
                                                    Социальное партнерство. 
В 1938 году шведские профсоюзы и работодатели подписали соглашение, по которому они ежегодно стали определять тарифную сетку заработной платы. На ее основе заключались коллективные договоры между отраслевыми профсоюзами и предпринимательскими организациями. Так начала действовать система социального партнерства. На многие годы она гармонизировала трудовые отношения; в Швеции несколько десятилетий не было ни крупных стачек, ни массовых увольнений.

                                                  Отличие от «нового курса».
Многое из того, что сделали шведские социал-демократы, напоминает мероприятия «нового курса». Отличие состоит, прежде всего, в стремлении создать всеобъемлющую систему социального обеспечения. И если в США ограничились закреплением прав рабочих, то в Швеции создали механизм социального партнерства. Эти отличия обусловлены тем, что реформы в Швеции осуществлялись не новыми либералами, а социал-демократами, и главной опорой реформаторов был рабочий класс, а не значительно более пестрая социальная коалиция «нового курса». «Шведскую модель» выхода из кризиса можно поэтому в отличии от либерального реформизма Рузвельта назвать социальным реформизмом.
Шведский опыт не остался незамеченным. Ему вскоре последовали социал-демократические правительства в соседних странах — Дании и Норвегии.
                                                Застой в Великобритании.
Кризис в Великобритании начался, когда у власти находились английские социал-демократы — лейбористы — во главе с Ромсеем Макдонольдом. Они оказались совершенно не готовы к такому развитию событий. Поначалу были увеличены расходы на проведение общественных работ, чтобы уменьшить безработицу, но как только в бюджете возник дефицит и курс фунта стерлингов заколебался, Макдональд принял решение сократить все социальные расходы. Это вызвало раскол среди лейбористов. Тогда премьер создал в 1931 году коалиционное правительство с участием консерваторов и тех лейбористов, которые его поддержали. Фунт стерлингов удержать не удалось; в том же году Великобритания отказалась от золотого стандарта. Но никаких мер по преодолению кризиса коалиционное правительство так и не предприняло. А в результате раскола лейбористов на внеочередных выборах победили консерваторы. Они правили страной до 1945 года. Правда, нужно иметь в виду, что в Великобритании до кризиса существовала система социального обеспечения, созданная еще в начале века. Этим положение в Англии отличалось от положения в США.
«Новый курс» и «шведская модель» показали, что возможен выход из кризиса и без ликвидации демократии. В этом смысле они были альтернативой фашизму.
                                                               Народный фронт.
Но во всех этих странах не было непосредственной угрозы прихода к власти фашистов; их организации были слабы и не пользовались влиянием. Иная ситуация возникала в странах, где такая опасность была реальной, а не потенциальной. Там выработка альтернативы фашизму сопровождалась политической борьбой с ним. В ходе этой борьбы антифашистские силы объединялись и создавали Народные фронты. Во Франции и Испании к власти пришли правительства, представлявшие эти фронты. Такие правительства также пытались найти выход из кризиса при сохранении демократии.
Идея Народного фронта и ее реализация. Появление самой идеи Народного фронта — следствие наступления фашизма. Постепенно левые и демократические партии начали осознавать, что именно фашизм является главной опасностью и что ради его разгрома необходимо забыть все разногласия и объединиться. Сначала, как правило, возникал единый рабочий фронт, — объединение социал-демократов и коммунистов, — затем он становился центром притяжения всех демократических антифашистских сил — так появлялся Народный фронт.
На пути к этому единству было много трудностей, и прежде всего — ставшие традиционными враждебные отношения между социалистами и коммунистами. В годы кризиса эта вра-ждебность достигла, пожалуй, высшей точки. Коммунистический Интернационал расценил кризис как признак близкого краха капитализма и посчитал возможным вновь перейти к подготовке мировой социалистической революции. Разочарование масс в существующем порядке способствовало росту влияния коммунистов: их численность в годы кризиса в Европе почти удвоилась. Это еще больше укрепляло их уверенность в своей правоте, хотя нигде, даже в самые тяжелые времена, им не удалось увлечь за собой основную массу рабочих. Само же выдвижение революционных лозунгов уже означало усиление полемики коммунистов с социал-демократами. Как мы помним, раскол между ними произошел прежде всего в силу отказа социал-демократов от идеи революции.
Выигрывали от этой вражды только фашисты. Их победа в Германии и последовавший за ней разгром и коммунистической (КПГ), и социал-демократической (СДПГ) партий сделали очевидной пагубность раскола. Простая арифметика показывала, что союз социал- демократов и коммунистов, если бы он был создан, мог бы стать ядром антифашистского большинства в рейхстаге По вопросу о возможности единых антифашистских действий и среди коммунистов, и среди социал-демократов возникли разногласия. В Рабочем Социалистическом Интернационале социал-демократы представлявшие страны, где фашизм был слаб, а коммунисты малочисленны, видели необходимости сотрудничества с ними (шведские социал-демократы и английские лейбористы). Напротив, французские и испанские социалисты, ощущавшие в своих странах фашистскую опасность; были сторонниками снятия всяких ограничений на контакты с коммунистами. В 1934 году Рабочий Социалистический Интернационал разрешил партиям, входившим в него, действовать по своему усмотрению Коминтерн в 1934 году тоже начал пересмотр своей политики. В 1935 году на VII конгрессе Коминтерна основным врагом коммунистов был провозглашен фашизм, а главным средством борьбы с ним объявлялось единство действий всех антифашистских сил . Эти решения двух Интернационалов открыли дорогу сотрудничеству социалистов и коммунистов, созданию Народного фронта.
                                     Победа Народного фронта во Франции.
Толчком к началу сближения социалистов и коммунистов во Франции стала попытка фашистского переворота 6 февраля 1934 года. Французский фашизм был намного слабее германского и не представлял собой в организационном плане единого движения. Но на фоне кровавого подавления демократии в Германии этот путч всколыхнул Францию. По призыву социалистов 12 февраля началась политическая стачка с требованием запрета фашистских организаций. К участию в ней призвали своих сторонников и коммунисты. Так началось встречное движение коммунистов и социалистов. Летом того же года они подписали пакт о единстве действий, в 1935 году к ним присоединилась часть Радикальной партии. 14 июля, в день взятия Бастилии, была проведена первая совместная антифашистская демонстрация. Ее возглавили Леон Блюм, Морис Торез и Эдуард Даладье — лидеры социалистов, коммунистов и радикалов.В 1936 году эти партии разработали совместную программу и, получив на выборах 330 из 612 мест в Палате депутатов парламента сформировал правительство, которое возглавил социалист Леон Блюм. Министрами в новом кабинете были социалисты и радикалы. Коммунисты приняли решение в правительство не входить, но оказывать ему поддержку в парламенте.
Блюм, Леон (1872—1950). Вступил в социалистическую партию в 1899 году. После первой мировой войны был избран депутатом парламента. После раскола социалистов и образования Французской коммунистической партии (ФКП) возглавил умеренных социалистов. В 1936 году при его активном участии образовалась коалиция Народного фронта. Л. Блюм стал премьер-министром правительства Народного фронта (1936—1937). После поражения Франции в 1940 году Л. Блюм был арестован и содержался в тюрьмах Франции и Германии до конца войны. После освобождения короткое время (в 1946— 1947 годах) занимал пост премьер-министра.
                                                Матиньонское соглашение.
Не дожидаясь вступления в должность нового премьер-министра, рабочие по всей Франции начали бастовать. Они требовали повысить зарплату, ввести оплачиваемые отпуска и признать права профсоюзов. В ряде случаев забастовшики захватывали предприятия: такие забастовки называются «сидячими». Поэтому первой задачей правительства стало улаживание этого наиболее крупного в истории Франции трудового конфликта. В резиденции премьер-министра — Ма-тиньонском дворце в Париже — были проведены переговоры между Всеобщей конфедерацией труда и Всеобщей конфедерацией предпринимателей. Итогом переговоров стало подписание соглашения, по которому забастовка прекращалась, а заработная плата повышалась. Предприниматели обязывались заключать коллективные договоры с профсоюзами и не применять никаких санкций против забастовщиков. Со своей стороны Леон Блюм обещал внести в парламент предложение о законодательном введении 40-часовой рабочей недели и оплачиваемых отпусков.
                                                          «Законы 1936 года". 
Детом 1936 года парламент Франции принял 1ЗЗ закона, которые во многом реализовали программу На родного фронта. Были запрещены фашистские лиги — полувоенные организации. Это вынудило фашистов создавать взамен лиг политические партии, которые обязаны были действовать в рамках конституции. Принимались Законы о 40-часовой рабочей неделе, о ежегодном двухнедельном оплачиваемо отпуске увеличивались пенсии и пособия по безработице. Чтобы улучшить положение крестьян, страдавших от чрезвычайно низких цен на сельскохозяйственную продукцию, правительство начало скупать у них зерно по повышенным ценам.
Был также установлен контроль государства над Французским банком и железными дорогами. Принятие этих законов проходило в атмосфере невиданного общественного подъема, необычайной политической активности французов.
                       Начало разногласий и кризис Народного фронта во Франции.
После выполнения, в основном, программы Народного фронта, партии, его составлявшие, встали перед необходимостью выбора пути дальнейшего развития. Вокруг этого разгорелись споры. Коммунисты и часть социалистов требовали полного искоренения фашизма даже в ущерб конституционной законности. Радикалы, большая часть социалистов и Леон Блюм считали невозможным нарушение конституции. Коммунисты считали, что нужно двигаться вперед, в сторону социализма;настаивали на новых шагах, направленных на ослабление крупного капитала. Это предполагалось сделать как за счет резкого увеличения налогов на богатых, так и за счет ужесточения государственного контроля над экономикой и финансами.
По мнению Леона Блюма, достигнутое летом 1936 года требовало закрепления. В феврале 1937 года он объявил о «передышке» в реформах. Чтобы стимулировать экспорт французских товаров и способствовать оживлению экономики, правительство пошло на девальвацию франка. Золотое содержание франка было уменьшено, соответственно снизился его курс по сравнению с другими валютами; Это делало французские товары более дешевыми при переводе цен на валюту других государств, а, следовательно, более конкурентоспособны-ми. Коммунисты выступали против девальвации, считая, что она приведет к росту цен на внутреннем рынке.
К этому добавились расхождения по вопросам внешней политики. Растущая угроза со стороны фашистской Германии заставляла Францию предпринимать шаги по поиску союзников. Коммунистам видели в качестве союзника СССР. Радикалы и социалисты считали, что поскольку СССР не имеет непосредственной границы с Германией, союз с ним Франции ничего не дает. Они предпочли ориентацию на союзника по первой мировой войне Англию. Солидарность с ней означала принятие курса на умиротворение Германии, в частности, на невмешательство в дела Испании, где летом 1936 года началась гражданская война. В ходе этой войны на стороне мятежников-фашистов действовали Германия и Италия, республиканское правительство поддерживал СССР. Коммунисты также требовали открытой помощи республиканцам со стороны Франции.
Экономическое положение Франции тем временем стало ухудшаться. Опасаясь введения высоких налогов, французская 6уржуазия поспешила перевести капиталы за границу. Падение капиталовложений во французскую экономику замедляло ее рост. С другой стороны, стремительный рост зарплаты и разнообразных государственных пособий привел к увеличению денежных доходов населения. Начались рост цен и инфляция. Они вызвали массовое разочарование в Народном фронте. Это еще более обострило отношения между партиями Народного фронта, вызвало их взаимные нападки. В июне 1937 года Леон Блюм ушел в отставку. Кризис Народного фронта стал очевидным. В 1938 году он прекратил свое существование.
                                Народный фронт и франкистский мятеж в Испании.
В Испании после революции 1931 года, ликвидировавшей монархию, началась длительная полоса острой внутриполитической борьбы. К власти пришли сторонники решительных мер по превращению страны в современное государство. Они начали борьбу за ослабление влияния главных сил старой Испании — земельной аристократии, католической церкви и армии. Их противники объединились и в 1933 году победили на выборах. В том же году была создана Испанская Фаланга — первая фашистская организация. Одновременно шло объединение и левых сил. В 1935 году испанские социалисты, коммунисты, левые республиканцы и некоторые другие политические партии начали переговоры о совместных действиях. В феврале 1936 года на выборах в кортесы парламент Испании , созданный ими Народный фронт одержал победу. Правые, потерпев поражение, решили организовать военный переворот и передать власть военной хунте (правительству).Военный мятеж начался летом того же года в Испанском Марокко. Поскольку на сторону мятежников перешла почти вся сухопутная армия, они быстро установили контроль над значительной частью страны, военная хунта провозгласила главой государства генерала Франсиско Франко(1892—1975).Он закончил военную академию и сделал быструю карьеру в армии во время колониальных войн в Испанском Марокко. В 33 года он стал генералом — самым молодым в тогдашней Европе. Для него, как и для всех испанских правых, величие государства ассоциировалось с монархией, католической церковью и армией. Революция 1931 года нанесла удар по этим устоям, и он выступил против республики. Когда правые партии одержали победу в 1933 году, франко был назначен начальником штаба испанской армии. Победа Народного фронта привела к его переводу на далекие Канарские острова. В 1936 году он без колебаний присоединился к мятежникам и вскоре стал их лидером.
Но одержать быструю победу над республиканцами не удалось; в стране началась гражданская война. Война заставила Франко искать лозунги, способные вызвать поддержку масс, а также сформировать организацию правых, которая могла бы стать опорой его режима. В 1937 году на основе Фаланги была создана партия, объединившая как испанских фашистов, так и сторонников восстановления монархии и укрепления влияния католической церкви в обществе. Но эта партия так и не превратилась в массовую. В Испании не было господствующей идеологии, подобной национал-социализму. Режим Франко в большой степени опирался на поддержку традиционной испанской правящей элиты: аристократию, крупный капитал, генералитет и католическое духовенство. Этот режим стремился не к манипулированию массами, а к устранению их влияния на политику. Франкизм не был разновидностью фашизма, но его стремление к личной диктатуре, массовый террор, развязанный франкистами против республиканцев, широкая, в том числе военная, поддержка режима со стороны фашистской Италии и нацистской Германии позволили его противникам характеризовать его как фашистский
                            Политика Народного фронта в условиях гражданской войны.
Правительство Народного фронта на контролируемой им территории начало глубокие преобразования. Было ликвидировано крупное землевладением На промышленных предприятиях и на транспорте устанавливался рабочий контроль. Каталонцы проживающие на северо-востоке Испании, и баски, проживающие на севере, получили автономию. Но главной задачей республиканского правительства стала организация вооруженных сил и налаживание военного производства. Задача эта оказалась непростой — ведь большая часть сухопутной армии выступила на стороне мятежников. Активную поддержку Франкистам оказывали Германия и Италия. Причем они не ограничились поставками вооружения и боеприпасов. Немецкие и итальянские войска принимали непосредственное участие в военных действиях.
Испанская промышленность не выпускала многие виды боевой техники. На просьбу правительства Народного фронта продать ему вооружение Франция, Англия и США ответили отказом, ссылаясь на международное право, запрещающее вмешиваться во внутренние дела других государств.
Поэтому Испанская республика с октября 1936 года стала получать вооружение боеприпасы и военных специалистов из СССР. Сочувствие борьбе против фашизма привело в Испанию десятки тысяч добровольцев из разных стран, формировавших интернациональные бригады. Всего этого было явно недостаточно; мятежники постоянно наращивали свое военное превосходство.
Изменение режима республики и победа фашистов. Политический режим Испанской республики тем временем медленно, но неуклонно стал меняться. Поддержка со стороны СССР, жизненно важная для испанских республиканцев, предопределила влияние коммунистов правительстве. Те под предлогом борьбы с фашистским подпольем утвердили всевластие карательных органов. Начались чистки армии и государственного аппарата «Эксперты» из советского НКВД попытались даже организовать в Испании показательные процессы по типу тех, которые проводили в Москве в 1936-1938 годах. В определенном смысле испанская демократия прекратила свое существование раньше, чем пала Испанская республика.
28 марта 1939 года войска Франко вошли в Мадрид — столицу Испании. Война дорого обошлась испанцам: погибло полтора миллиона В стране на долгие 36 лет установился авторитарный диктаторский режим, павший только после смерти Франко.
                                                  Значение Народных фронтов.
Народный фронт был, прежде всего средством борьбы против фашизма. Во Франции непосредственная угроза прихода к власти фашистов была ликвидирована, хотя и не был ликвидирован сам фашизм. Одновременно Народный фронт был вынужден искать пути выхода из экономического кризиса и депрессии в рамках демократии, защита которой была важнейшей задачей. Итогом этих действий стало принятие целого ряда назревших социально-экономических мер, заложивших основу «государства благоденствия», утвердившегося во Франции после второй мировой войны. Во многом эти меры напоминали действия администрации Рузвельта . Отличия состояли в том, что эти меры были предприняты весьма противоречивой коалицией партии. Это сделало правительство Народного фронта неустойчивым, а коалицию — временной. Кроме того, политика Народного фронта, еще в большей степени его левая риторика, присутствие в коалиции коммунистов, открыто заявлявших, что вслед за ликвидацией фашизма они возьмутся за подготовку революции, вызвали раскол во французском обществе. Значительная его часть встретила политику Народного фронта в штыки. В стране не возникло общенационального согласия по поводу проведенных социальных реформ, как это произошло США к концу 30-х годов. Распад коалиции Народного фронта положил начало свертыванию этих назревших реформ. Раскол во французском обществе имел еще одно немаловажное последствие. Франция оказалась неспособной на проведение твердой и решительной внешней политики перед лицом новой угрозы со стороны Германии.
В Испании Народный фронт не предотвратил установление диктатуры Франко и не смог выработать реальной демократической альтернативы. Вместе с тем, опыт Народного фронта доказал возможность сотрудничества левых и демократических сил. Этот опыт оказался незаменимым в годы второй мировой войны, когда идея антифашистского единства легла_в основу движения Сопротивления.
                                                       Заключение.
Фашизм был не единственным результатом кризиса и попыткой преодолеть его. Во многих странах были предприняты попытки выйти из кризиса без ликвидации демократии. Одной из них была политика президента Франклина Д. Рузвельта в 1933-1941 годах. Эта политика вошла в историю как «новый курс». В результате принятых в эти годы законов государство превратилось в гарант социальной защищенности американцев. Оно стало в значительно большей степени регулировать экономику. Сходные меры, но с попыткой создать более широкую систему социального обеспечения и механизм социального партнерства рабочих и работодателей, были предприняты и социал-демократическим правительством Швеции. Менее результативной попыткой оказалась деятельность правительства Народного фронта во Франции. Не удалось остановить приход к власти правых Народному фронту в Испании. Но, в любом случае, все эти попытки доказали, что демократия в условиях экономического кризиса вовсе не обречена, как об этом говорили фашисты. Были найдены способы не только выхода из трудностей, но и углубления демократии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.